ХВАЛИТЬ нельзя НАКАЗЫВАТЬ: поведенческий подход.
По мотивам встречи-семинара 17 мая.
Что важно учитывать, если мы хотим помочь ребенку «вести себя хорошо» и уйти от привычного «плохого» поведения?
* закрепляется любое наше поведение, которое подкрепляется В ПРОЦЕССЕ ЕГО ВЫПОЛНЕНИЯ
Пример: ребенок пишет в тетради, все буквы ужасные. Мама сидит рядом, наблюдает. Замечает первую более-менее ровную букву: «Какая красивая «Н» получилась! Обе палочки ровные, как рельсы! ЗдОрово!» — Произошло подкрепление усилий ребенка и желания писать красиво. Принципиально важно: остальные неверно написанные буквы в это время мамой игнорируются!
* закрепляется любое действие, если СРАЗУ после него мы получаем что-то приятное (даже если это было совпадением)
Пример: ребенок в разгар игр подбежал к беседующим родителям, на что-то отвлекся и не перебил сразу (как обычно). Папа договорил фразу, посмотрел на ребенка и сказал: «Спасибо, что подождал, пока мы договорим. Можно пожать тебе руку? Теперь расскажи, что ты хотел сказать, я тебя внимательно слушаю». — Произошло подкрепление случайного действия ребенка — подбежал к разговаривающим молча.
** Следствие: отсроченное поощрение и отсроченное наказание неэффективны с точки зрения поведенческого подхода.
Виды подкрепления:
* ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ — мы что-то ПОЛУЧАЕМ одновременно или сразу после выполнения действия
Примеры:
— Мама позвала ребенка, он сразу подошел — мама его обняла — произошло подкрепление действия: мама позвала — я подошел.
— Ребенок взял без спроса чужую конфету и положил в рот — вкусно, подкрепление действия произошло.
* ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ — в процессе/результате нашего действия ИСЧЕЗАЕТ/УМЕНЬШАЕТСЯ что-то неприятное, что происходило
Примеры:
— Мама несколько раз напоминает подростку сесть за уроки — на четвертый раз он отвечает грубостью — мама обижается и не разговаривает с подростком. — Произошло подкрепление грубости — мама отстала, больше не пристает, я занимаюсь своими делами.
— Маме было стыдно за ребенка на детской площадке, она на него разозлилась, но сдерживалась при всех. Когда отошли подальше — накричала на ребенка и пригрозила наказанием. Уровень напряжения (маминого) в этот момент спал. — Произошло отрицательное подкрепление маминого агрессивного поведения (сброс напряжения). В силу отсроченной реакции — поведение ребенка на детской площадке вряд ли изменится.
Положительное и отрицательное подкрепления могут совмещаться:
Пример: Ребенок чавкает за столом, не замечая этого. Мама успевает заметить момент, когда ребенок жует с закрытым ртом и хвалит его за это — ребенок радуется и еще некоторое время старается жевать тихо, мама рада, что не слышит чавкания. — Произошло подкрепление маминого грамотного подкрепления ребенка (отрицательное подкрепление) и жевания с закрытым ртом у ребенка (положительное подкрепление).
Наша обычная ошибка как родителей (это делаем мы ВСЕ!):
бОльшую часть времени мы ПОДКРЕПЛЯЕМ НЕГАТИВНОЕ поведение ребенка — своим вниманием, эмоциональными реакциями, нашей доступностью в это время. При этом наша цель обратная — закреплять желаемое поведение. Оно часто остается незамеченным — и, как следствие, — незакрепленным.
Поэтому обратный процесс поначалу требует от нас специальных усилий — по УГАШЕНИЮ своих привычных реакций на негативное поведение ребенка с УСИЛЕНИЕМ внимания и наших реакций на элементы желаемого поведения.
По мотивам встречи-семинара 17 мая.
Что важно учитывать, если мы хотим помочь ребенку «вести себя хорошо» и уйти от привычного «плохого» поведения?
* закрепляется любое наше поведение, которое подкрепляется В ПРОЦЕССЕ ЕГО ВЫПОЛНЕНИЯ
Пример: ребенок пишет в тетради, все буквы ужасные. Мама сидит рядом, наблюдает. Замечает первую более-менее ровную букву: «Какая красивая «Н» получилась! Обе палочки ровные, как рельсы! ЗдОрово!» — Произошло подкрепление усилий ребенка и желания писать красиво. Принципиально важно: остальные неверно написанные буквы в это время мамой игнорируются!
* закрепляется любое действие, если СРАЗУ после него мы получаем что-то приятное (даже если это было совпадением)
Пример: ребенок в разгар игр подбежал к беседующим родителям, на что-то отвлекся и не перебил сразу (как обычно). Папа договорил фразу, посмотрел на ребенка и сказал: «Спасибо, что подождал, пока мы договорим. Можно пожать тебе руку? Теперь расскажи, что ты хотел сказать, я тебя внимательно слушаю». — Произошло подкрепление случайного действия ребенка — подбежал к разговаривающим молча.
** Следствие: отсроченное поощрение и отсроченное наказание неэффективны с точки зрения поведенческого подхода.
Виды подкрепления:
* ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ — мы что-то ПОЛУЧАЕМ одновременно или сразу после выполнения действия
Примеры:
— Мама позвала ребенка, он сразу подошел — мама его обняла — произошло подкрепление действия: мама позвала — я подошел.
— Ребенок взял без спроса чужую конфету и положил в рот — вкусно, подкрепление действия произошло.
* ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ — в процессе/результате нашего действия ИСЧЕЗАЕТ/УМЕНЬШАЕТСЯ что-то неприятное, что происходило
Примеры:
— Мама несколько раз напоминает подростку сесть за уроки — на четвертый раз он отвечает грубостью — мама обижается и не разговаривает с подростком. — Произошло подкрепление грубости — мама отстала, больше не пристает, я занимаюсь своими делами.
— Маме было стыдно за ребенка на детской площадке, она на него разозлилась, но сдерживалась при всех. Когда отошли подальше — накричала на ребенка и пригрозила наказанием. Уровень напряжения (маминого) в этот момент спал. — Произошло отрицательное подкрепление маминого агрессивного поведения (сброс напряжения). В силу отсроченной реакции — поведение ребенка на детской площадке вряд ли изменится.
Положительное и отрицательное подкрепления могут совмещаться:
Пример: Ребенок чавкает за столом, не замечая этого. Мама успевает заметить момент, когда ребенок жует с закрытым ртом и хвалит его за это — ребенок радуется и еще некоторое время старается жевать тихо, мама рада, что не слышит чавкания. — Произошло подкрепление маминого грамотного подкрепления ребенка (отрицательное подкрепление) и жевания с закрытым ртом у ребенка (положительное подкрепление).
Наша обычная ошибка как родителей (это делаем мы ВСЕ!):
бОльшую часть времени мы ПОДКРЕПЛЯЕМ НЕГАТИВНОЕ поведение ребенка — своим вниманием, эмоциональными реакциями, нашей доступностью в это время. При этом наша цель обратная — закреплять желаемое поведение. Оно часто остается незамеченным — и, как следствие, — незакрепленным.
Поэтому обратный процесс поначалу требует от нас специальных усилий — по УГАШЕНИЮ своих привычных реакций на негативное поведение ребенка с УСИЛЕНИЕМ внимания и наших реакций на элементы желаемого поведения.