На встрече-семинаре «СДВГ-шка в группе, в классе: привычные роли, привычные сложности» у нас получился очень теплый круг. В перерыве и в конце встречи не хотелось расходиться, было ощущение своих людей вокруг (при том, что больше половины участников вчера были первый раз). Думаю, это говорит о том, как мало мы встречаем поддержки с нашими СДВГ-шными родительскими трудностями в ежедневной жизни. Привычное «вы не так его/ее воспитываете» хотя бы на время сменяется сочувствием к себе и — к своему ребенку. Потому что когда слышишь как один, второй, третий, десятый родитель рассказывает такие до боли знакомые, такие узнаваемые особенности поведения «моего ребёнка», что начинаешь видеть проблему как-то иначе, а родительская вина понижается. Это помогает отделять симптомы заболевания — от личности ребёнка. Трудности обучения навыкам — от «плохого воспитания». Вчера говорили о терапевтическом эффекте таких встреч. Наверное, основной эффект — именно в этом. Разделение одиночества, уменьшение собственной вины, разрешение себе чувствовать то, что чувствуешь и видеть ситуацию такой, какая она есть, — а не доказывать другим и себе, что ты не верблюд и твой ребенок не виноват, что ему в этой жизни трудно.
На фотографии — размышления участников встречи о том, какие качества/дефициты/особенности наших СДВГ-шек мешают им общаться с другими детьми, а какие — помогают, могут быть «ресурсом» для налаживания общения.